ИСТОРИЯ
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ
Бурятия - один из наиболее красивых регионов Восточной Сибири,
поражающий удивительным разнообразием природы, органично сочетающей
величие и мощь Байкала, бескрайние таежные пространства, полноводные
реки и заснеженные вершины саянских горных хребтов.
С древнейших времен на территории современной Бурятии жили разные
племена и народы. В каменном веке они занимались охотой и рыболовством.
В эпоху бронзы появилась культура "плиточных могил", оставившая
после себя древние памятники на могилах умерших, "оленные"
камни среди степей и множество рисунков на скалах и пещерах. Люди,
жившие в те далекие времена, умели обрабатывать медь и бронзу, делать
прекрасные украшения и предметы обихода из золота и бронзы.
Одна из интересных страниц в истории Бурятии связана с хунну, потеснившими
"плиточников" в последних веках до нашей эры. От многовекового
господства этого конгломерата племен. создавших первое в Центральной
Азии государственное объединение, осталось несколько городов-поселений
и гигантских усыпальниц.На северных рубежах своих владений хунну
построили укрепленный форпост-Нижне-иволгинское городище. На юге
Бурятии известно большое число захоронений. Одно из них найдено
в районе Кяхты, в Ельмовой пади.
После распада государства хунну племена, проживавшие на территории
нынешней Бурятии, были втянуты в водоворот различных этнических
образований. Здесь жили сяньби, курыканы, монголоязычные кидани,
ранние средневековые монгольские племена, а также предки тунгусов.
В такой сложной исторической ситуации происходило образование бурятского
и эвенкийского этносов. Буряты относятся к центрально-азиатскому
типу северо-азиатской расы большой монголоидной расы. Говорят на
бурятском языке, суеверной подгруппы монгольской группы алтайской
семьи. Выделяются западные и восточные группы диалектов. Распространены
также монгольский и русский языки. Большая часть бурят (забайкальские)
до 1930 года пользовалась старомонгольской письменностью, с 1931
- письменностью на основе латинской графики, а с 1939 - на основе
русского алфавита. Большинство западных бурят считались православными,
но сохраняли шаманство, верующие буряты в Забайкалье - приверженцы
буддизма. При дацанах (буддийских монастырях) имелись духовные школы,
мастерские по изготовлению икон и скульптур, книгопечатные мастерские.
Бурятские ламы (буддийские монахи) славились своей ученностью, среди
них были известные богословы, медики и астрологи. Своеобразной была
и дацанская архитектура.
Ко времени присоединения Бурятии к России (сер. ХII в.) происходил
процесс формирования бурятского зтноса из отдельных племенных групп,
крупнейшими из которых были булагаты, эхириты, хоринцы и хонгодоры.
Русские заселяли Забайкалье в три основные этапа. В 17 веке пришли
казаки-землепроходцы, в 18-19 вв. сюда были высланы старообрядцы
(семейские), в конце 19 - начале 20 века - крестьяне-переселенцы.
Все три волны принесли свою самобытную культуру, наиболее яркой
из них является старообрядческая.
После Октябрьской революции были образованы Бурят-Монгольская Автономная
область в составе Дальневосточной республики (1921) и Монголо-Бурятская
Автономная область в составе РСФСР (1922). В 1923 г. Они объединились
в Бурит-Монгольскую Автономнув Советскую Социалистичес- кую Республику
в составе РСФСР. В 1937 г. от Республики были отделены и образованы
Агинский Бурятский национальный округ в составе Читинской области,
Усть-Ордынский Бурятский национа- льный округ в составе Иркутской
области и отдельно Ольхонский район в составе Иркутской области.
В июле 1958 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Бурят-Монгольская
АССР была переименована в Бурятскую АССР.
В октябре 1990 года Верховный Совет Бурятской АССР провозгласил
Декларацию о государственном суверенитете Бурятской ССР. В Республике
два государственных языка - бурятский, русский В феврале 1992 года
законодательная власть Бурятии приняла решение о переименовании
Бурятской ССР в Республику Бурятия.
К западу от Байкала (Иркутская область) проживает 81 тыс. бурят,
к востоку от него (Бурятия) - 249 тыс. бурят (данные переписи 1989
г).
Буряты - одна из самых многочисленных народностей, населяющих
территорию Сибири. По мнению академика А. П. Окладникова, формирование
бурятского народа в целом можно представить как результат развития
и объединения разнородных этнических групп, долгое время проживающих
в Прибайкалье. Первые группы монголоязычных племен в этом регионе
появились в XI веке. Под их влиянием часть народа курыкан, проживавшего
до этого на территории Прибайкалья, уходит вниз по реке Лена, а
другая часть ассимилируется с монголами и становится прародителями
западных бурят (возникают новые этнические племена хори-монголов).
До конца XVII века в Прибайкалье не было государственных границ.
Наряду с раздробленными бурятскими родами (булагаты, эхириты, хонгодоры,
хоринские и т. д.) на территории проживали различные монголоязычные
родоплеменные группы, племена тюркского и тунгусского происхождения.
Племена свободно передвигались в пределах от Байкала до пустыни
Гоби. Только с установлением в 1727 г. русско-китайской границы
это передвижение прекратилось и появились условия для формирования
бурятской народности. Многие исследователи сходятся в мнении, что
процесс формирования и консолидации бурятской народности начался
в XVII в. Это подтверждают археологические и этнографические данные,
по которым установлено, что к XVII-XVIII вв. большинство коренных
племен Прибайкалья вошли в состав сформировавшейся народности -
бурят. Предположительно название народности произошло от монгольского
корня "бул", что означает "лесной человек",
"охотник", по другой версии от корня "бу" -
ловец соболя. К этому времени относится и появление первых русских
землепроходцев. По данным самой первой из известных бурятских летописей
"Балжан хатанай тухай дурдалга" в 1648 году буряты выразили
согласие принять подданство Российского государства. В конце ХIХ
- начале ХХ веков во всех бурятских ведомствах население уже было
этнически смешанным. Поэтому в культуре бурятского народа очень
много от русских и монгол.
|